Тема: «Использование рефлексивных приёмов обучения на уроках технологии как средство развития личности»
Актуальность темы: На сегодняшний день в России реализуется компетентностный подход в образовании. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
- технологий обучения;
- содержания образования;
- стиля жизни образовательного учреждения;
- типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Наиболее прогрессивными технологиями на сегодняшний день являются технологии такие как:
- Проблемное обучение
- Концентрированное обучение
- Модульное обучение
- Дифференцированное обучение
- Обучение развитию критического мышления и другие.
Широко внедряется в современной школе и рефлексивные технологии обучения, которые направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, её контроля и самоконтроля, т.е. сознательной регуляции человеком собственных действий, что в своё время приводит к саморазвитию – активному, последовательному, качественному изменению личности.
Рефлексивные технологии обучения это совокупность методов, осуществляемых в процессе обучения и воспитания, которые помимо процесса овладения знаниями, умениями и навыками учитывают логику познавательного процесса и закладывают осознанное направление мыслительной деятельности учащихся.
Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик:
1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения;
2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;
3) критически оценивает сделанное;
4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Именно поэтому внедрение рефлексивных технологий в образовательный процесс представляет для меня профессиональный интерес. Работа по данной теме планируется на три года.
Цель: Разработка и освоение приемов рефлексивных методов обучения на уроках технологии.
Задачи:
- Изучить психологические особенности рефлексивной деятельности школьников среднего возраста.
- Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области методики преподавания технологии;
- Разработать и внедрить в практику рефлексивные приемы обучения.
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы самообразования;
Предполагаемый результат: Разработка пакета материалов по внедрению рефлексивных приемов обучения на уроках технологии. Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности. Повышение качества процесса обучения технологии;
Источники самообразования:
- Журнал «Школа и производство»;
- Методические пособия и учебники по технологии;
- Образовательные ресурсы WEB;
- Методические службы МУПК;
- Курсы повышения квалификации;
План работы по теме самообразования:
№ |
Разделы |
Содержание деятельности |
Сроки выполнения |
Форма представления результатов работы |
Теоретический этап |
1. |
Изучение психолого-педагогической и методической литературы. |
- Изучение психологических основ рефлексии у школьников среднего возраста
- Изучение ППО по теме
- Чтение журнала «Школа и производство»
|
2012-
2013 у/г
|
- Конспекты.
- Пометки
- Тезисы
- Памятки.
|
2. |
Обобщение и систематизация изученного материала |
Анализ, переработка изученного материала и его систематизация |
Тематическая папка «Рефлексивные приемы обучения. Теория и практика внедрения» |
Практический этап |
3. |
Разработка методического обеспечения. |
- Трансформация и адаптация к условиям обучения технологии приемов рефлексивного обучения.
- Разработка и апробация собственных приемов рефлексивного обучения.
|
2013-
2014 у/г
|
- Конспекты уроков.
- Дидактические
- материалы.
- Открытый
- урок.
|
Оценочный этап |
4. |
Анализ работы по теме самообразования.
Самообобщение
опыта по исследуемой теме.
|
- Мониторинг учебной деятельности учащихся по технологии;
- Систематизация приемов рефлексивного обучения, отбор наиболее эффективных и успешно пройденных апробацию.
|
2014-
2015 у/г
|
- Выступление на РМО.
- Брошюра «Рефлексивные приемы обучения на уроках технологии»
|
|